Группа от 1-3 "Вместе с мамой"
МОНТЕССОРИ-ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 МЕСЯЦЕВ ДО 3 ЛЕТ | Как проходят Монтессори занятия «Вместе с мамой»
Как проходят Монтессори-занятия «Вместе с мамой»
Каждое занятие построено следующим образом:
1. Круг.
Со звоном колокольчика все садятся в круг. Круг – это особая форма работы в методе Монтессори.
Приветствие. Передавая по кругу мячик, ребенок (или пока мама) говорит свое имя, и все с ним здороваются). Этот момент очень важен для социальной адаптации ребенка
Пальчиковые игры. Благодаря пальчиковым упражнениям достигается хорошее развитие мелкой моторики у ребенка, которая подготавливает ручку к рисованию и письму. Ребенок с хорошим уровнем развития мелкой моторики проще осваивает речь,способствуют развитию мышления, внимания и памяти малыша.
Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают умение слушать, ребенок учится понимать смысл услышанного, улавливать ритм и темп речи. Ну и конечно, это еще одна возможность телесного контакта с мамой, что очень важно дляэмоционального развития малыша.
2. Свободная работа с Монтессори-материалами в среде
Мария Монтессори рассматривала ребенка как личность с самого рождения. Личность, которая имеет меньше опыта, чем взрослый человек, и нам, взрослым, необходимо помочь ребенку этот опыт получить. Каждый ребенок, каждый человек - это уникальная и неповторимая личность. Монтессори считала, что у каждого из нас есть свой «космический» путь, свое предназначение, с которым рождается человек. И счастлив тот, кто сумел понять и раскрыть своё предназначение в полной мере. Взрослый, веря в уникальность пришедшего в этот мир ребёнка, должен удерживаться от навязывания малышу своих ожиданий и требований, а вместо этого внимательно наблюдать за ним! Только в этом случае у нас есть шанс понять малыша со всеми его особенностями и помочь раскрыться его индивидуальности.
Решать эту задачу и призвана система Монтессори с её принципом свободного выбора деятельности. Малыш приходит на занятие, разнообразие среды(материалов, находящихся на полках) и свобода выбора деятельности побуждает ребёнка прислушиваться к себе: «С чем я сейчас хочу заниматься, что мне больше нравится и т.д.?». Именно в этот момент ребёнок учится делать выбор. Умение совершать выбор – умение, необходимое человеку в каждый момент его жизни, но вот качество этого выбора зависит напрямую от того, насколько этот выбор осознанный. Осмысленный, целенаправленный выбор, основанный на чётком понимании себя – вот та цель, которая является одной из основных в Монтессори методе.
Среда Монтессори обширна (содержит более 600 видов работы) – здесь есть всё, что необходимо ребёнку в возрасте от 0 до 3 лет – но вот понять, что именно нужно конкретно мне в конкретный момент времени среди ТАКОГО РАЗНООБРАЗИЯ – вот задача, которая стоит перед малышом. Взрослый, делая выбор ЗА ребёнка, препятствует формированию такой важной жизнеобразующей задачи!
В Монтессори среде есть несколько зон:
Зона установления причинно-следственных связей.
Здесь ребенок делает одно открытие за другим, пытается понять причины происходящего, последовательность и взаимосвязь событий. Он пробует, экспериментирует,ошибается и снова пробует. Ребенок вкладывает шарик в коробочку, и его будто бы нет. Но вдруг он выкатывается, и он снова есть. После 20 повторений у ребенка формируется причинно-следственная связь, что если шарик вкладывать в этот лоток, он обязательно выкатится обратно, что означает, что люди и предметы, исчезая из поля зрения, продолжают существовать. Следующий вопрос, который у ребенка возникает: «почему он выкатывается?» и начинается новый этап исследования: повертеть, покрутить, попробовать взаимодействовать по-разному и найти ответ. Именно так развивается мышление, целеустремленность и уверенность в себе.
Зона развития мелкой моторики.
Для освоения мира, понимания взаимосвязи вещей ребенку нужно совершать как можно больше настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым: пересыпать, перекладывать, научиться орудовать ложкой и пинцетом, стучать молотком и резать ножом. Научившись делать это самостоятельно, ребёнок чувствует независимость от взрослого, ощущение "я могу" развивает в нём уверенность в собственных силах. Взрослый, доверяя в пользование ребёнку такие "взрослые предметы " или "настоящую взрослую деятельность" – такую, к примеру, как вытирание мокрого пола, подметание веником, транслирует ДОВЕРИЕ РЕБЁНКУ. "Ты можешь, я в тебя верю" – как бы говорит взрослый. Вот вам и один из механизмов рождения доверия к миру и веры в собственные силы.
Зона развития речи.
Это место, где представлен животный и растительный мир нашей планеты в виде различных муляжей и изображений. Чем питается каждое животное; где живёт, что любит и не любит; почему домашних животных называют домашними и т.п. Для детей постарше уже другие вопросы, побуждающие их рассуждать: зачем тигру такой окрас, почему скат плоский и т.д. Для маленьких детей, учитывая их особенности восприятия, важен сенсорный опыт при знакомстве с новым понятием – чтобы по-настоящему понять, необходимо «почувствовать», поэтому так важно начинать не с картинок, а с муляжей овощей и фруктов, грибов, растений, фигурок животных, причём всё это должно быть максимально приближено к реалиям. Идеальный вариант, конечно же, познакомить ребёнка с настоящим животным, выехав летом, к примеру, в деревню. .
Зона сенсорного развития.
Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства, тем лучше работают у него все органы чувств. В сенсорной зоне находятся материалы, развивающие основные анализаторы, с помощью которых малыш познаёт мир – зрение, слух, осязание, обоняние и др. Здесь также происходит знакомство с цветами, фигурами и геометрическими телами, что уже в таком раннем возрасте закладывает основы к изучению символов (буквы и цифры) и геометрии (соотношение фигуры и геометрического тела). Считается, что развитие чувственного восприятия в период от 2 до 5 лет достигает предела человеческих возможностей, поэтому так важно не пропустить этот возраст. Казалось бы, какое отношение имеет знакомство с геометрическими фигурами с запоминанием букв или цифр? На самом деле, чтобы отличить одну геометрическую фигуру от другой глаз ребёнка «ощупывает её форму», анализирует её сходства и отличия от других геометрических фигур, после этого запоминает её название. Те же процессы происходят при запоминании цифр и букв. Это всего лишь один пример на взаимосвязь сенсорной и языковой зон, но в целом, можно утверждать, что качество и полнота работы в сенсорной зоне во многом определяет успех в математической и языковой зоне в последующем.
Зона развития крупной моторики.
Детям очень важно знакомиться со своим телом и его возможностями. Именно здесь малыши начинают понимать, насколько далеко можно кинуть мяч, как я хожу, ползаю, бегаю, какую тяжесть могу поднять, а какую пока нет и т.д. Ребёнок исследует мир и свои возможности относительно него.
Зона работы с водой.
Помимо перечисленных групп материалов в среде есть зона работы с водой, материалы которой развивают практические навыки (переливания, зачерпывания, вылавливания, вытирания и т.п.) – в разделе «мелкая моторика» мы уже говорили о том, какое значение имеет развитие практических навыков ребёнка для развития его доверия миру, уверенности в себе, независимости, успешности. Ношение тазов, ведер, кувшинов с водой укрепляют силу рук, побуждают координировать тело в пространстве, ведь малышу так хочется донести налитое, не облившись. Выжимание мокрых тряпок, переливание воды резиновой грушей, поролоновой губкой из тазика в тазик – все эти упражнения – прямая подготовка руки к письму. «Почему?»- спросите Вы. Почерк напрямую зависит от мышечной силы кисти руки и основных писательных пальцев, а деятельность, предлагаемая в этих упражнениях – это прямые «тренажёры» для тренировки мышечной силы.
Ценность этой зоны, помимо всего прочего, определяется её терапевтическим эффектом - в ней представлено много материалов, подразумевающих работу с водой.
Также есть зона развития творческих навыков, о которой подробно рассказывается чуть ниже.
Все материалы стоят на открытых полочках, находящихся в свободном доступе для ребёнка. Малыш сам выбирает себе деятельность и сам определяет её продолжительность.
Такая свободная работа начинается сразу после круга и продолжается до начала сказки.
3. Творчество
Занимаясь развитием творческих способностей детей очень важно понимать особенности возраста и простраивать среду для развития творческих способностей с учётом этого.
Уже до года малыш начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребёнка. Никакого образа в этих отпечатках ещё нет. Именно поэтому в творческой зоне Монтессори среды для этого возраста представлены различные материалы, работая с которыми малыш набирает опыт различных способов «оставления следа».
Затем ребёнок начнёт заполнять все предоставленное пространство ритмическими каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате появились художественные способности, мы должны помочь малышу «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Монтессори).
К двум – трём годам ребёнок может начать уже собственно изобразительный этап. В этот момент особенно важна готовность руки, иначе образ не находит воплощения. Самое важное – не обучать технологии передачи нашего взрослого образа путём проведения «правильных линий», а позволить ребёнку выразить своё проживание этого образа, предоставляя ему множество различных материалов для этого.
Главное, что инициатором, творцом был сам ребенок!
4. Минутка сказки
В конце занятия детям показывается сказка.
Сказки играют важную роль в мире ребенка. Слушая сказку или рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они знакомятся с различными моделями поведения и их последствиями (идет накопление базы опыта). Дети стремятся воспользоваться примерами положительных героев в борьбе со своими страхами и проблемами, сказки вселяют в ребенка надежду, что очень важно. Не стоит забывать и об эмоциональном аспекте сказки, а также, о пополнении словарного запаса ребенка, развитии речи и многом другом, что дает старая добрая сказка.